3. Изначальное историческое ядро Армавира ансамбль площади армянской церкви Успения Пресвятой Богородицы

Изначальным историческим ядром Армавира является площадь современной армянской Успенской церкви. Это пространство, расположенное между современными улицами Кирова, Полины Осипенко, Дзержинского и Жукова, имеет поистине уникальную историко-культурную и эстетическую значимость. Здесь находился религиозный, административный, культурно-образовательный и торговый центр аула черкесо-гаев (черкесских армян).
В дореволюционный период церковный двор занимал большую часть пространства между указанными улицами, включая здание нынешней начальной школы № 6. Современная территория, заключающаяся внутри церковной ограды, значительно меньше прежней.
Большой интерес представляет топонимика изначального центра Армавира. Менявшиеся в различные периоды названия примыкающих к церковной площади улиц необходимо рассматривать в качестве информативного исторического источника. Главная магистраль города – улица им. С.М. Кирова неоднократно меняла свое имя. Первопоселенцы Армавира черкесские армяне называли эту улицу Сукъакъшхо. Этот топоним состоит из 2-х частей: сукъакъ (тур.) – «улица», шхо (адыг.) – «большая», т.е. – «Большая улица». Слово «сукъакъ» адыгами не используется. Оно было заимствовано черкесо-гаями у турок в период проживания армян в Крыму. В 1880-х гг. улица получает первое официальное наименование – Большая. Любопытно, что одновременно с этим использовалось название Красная, что значит красивая. Правда, местные жители частенько называли ее Грязной, так как первая мостовая появляется здесь только в 1889 г.
В 1903 г. на перекрестке современных улиц С.М.Кирова и Ленина в память коронования императора Николая II была воздвигнута Николаевская православная часовня. Одновременно с этим улица Красная между береговым уступом реки Кубани и линией железной дороги стала называться Николаевским проспектом.После февральской революции 1917 г. проспект переименовывается в улицу Свободы. Уже при советской власти в 1922 г. она, как и ее продолжение ул. Красная, стали единой улицей Первомайской.После убийства в 1934 г. одного их видных советских государственных деятелей, руководителя ленинградской партийной организации Сергея Мироновича Кирова улица была названа в его честь.
Улица Полины Осипенко с начала 1900-х гг. стала именоваться Глинной (иначе – улица Глинки или Глинка). Вероятно, это было связано с особенностями глинистого грунта улицы, возможно также, что по ней местные жители съезжали к берегу Кубани, где набирали глину для построек. В 1912 г., по решению сельского схода, улица Глинка была переименована в Воронцовскую, в честь Наместника императора на Кавказе графа И.И.Воронцова-Дашкова. После установления в городе советской власти она последовательно меняла названия, в которых отразились драматическиесобытия политической жизни страны.В 1922 г. Воронцовская была переименована в честь видного советского партийного и государственного деятеля Н.И. Бухарина.После же того, как он был смещен со всех постов, осужден и в 1938 г. расстрелян, улица получает имя руководителя Народного комиссариата внутренних дел Н.И. Ежова.Однако вскоре и нарком попал под каток репрессий, а в 1940 г. был казнен. Незадолго до начала Великой Отечественной войны улице было присвоено имя отважной летчицы, Героя Советского СоюзаПолины Осипенко.
Изначальное название ул. Дзержинского, появившееся в первые годы ХХ века – Пожарная (так эта улица называлась на участке от Кубани до ул. Бульварной). Возможно, здесь когда-то случился большой пожар, что и привело к появлению такого имени. После установления советской власти улице стали присваивать названия в честь коммунистических и государственных деятелей. В 1920 г. она получила имя А.И. Рубина, занимавшего в 1918 г. пост председателя ЦИК Северо-Кавказской советской республики. Уже в 1922 г. улица была названа в честь секретаря Исполкома Коминтерна К.Б. Радека.После его репрессирования в 1930-х гг. улица получила имяоснователя и первого руководителя Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем Ф.Э. Дзержинского.
Улица Жукова с начала ХХ в. и вплоть до 1970-х гг. назвалась Набережной, так как за ней начинался береговой уступ Кубани. Интересно, что имя выдающегося военачальника, четырежды Героя Советского Союза маршала Г.К. Жукова улица также носит неспроста. В 1920 г. именно в Армавире Георгий Константинович окончил курсы красных командиров, что стало одной из начальных ступеней его последующей полководческой биографии.
Сама же площадь Успенской армянской церкви в ряде источников конца XIX века обозначалась как Соборная или же Торговая.
На месте ул. Осипенко в 1839 г. для защиты Армавира от набегов горцев была сооружена первая оборонительная ограда аула, состоявшая из земляного рва, и вала с двумя плетнями поверху. В створе современной ул. Кирова здесь находились главные ворота со сторожевыми вышками.

Рис. 1. Центральная часть Армянского аула и церковная площадь на плане 1844 г.

Рис. 2. Район площади армянской Успенской церкви на плане 1911 г.

Вокруг самой Успенской церкви в середине XIX в. жители возвели мощную каменную крепостную стену с бойницами. Судя по старинным фотографиям, эта ограда была построена из кирпича на каменном фундаменте, а ее высота составляла около 3-х метров. Сопоставляя изобразительные источники и старые схематические планы, можно сделать вывод, что в юго-восточном углу опоясывавшей весь церковный двор стены имелся большой полукруглый бастион. Второе похожее сооружение, представлявшее в плане незамкнутую на четверть дуги диаметра сферу, располагалось на западной стороне ограды, слева от центральных ворот. Возможно, в северо-восточной части стены имелся еще один бастион или внешняя пристройка неизвестного назначения.
В 1894 г. в одном из газетных очерков с описанием истории Армавира сообщалось, что «внутри селения было укрепление, которое составляла высокая и прочная, с четыреугольными пирамидальными отверстиями для ружей, кирпичная стена, окружавшая и поныне окружающая, армавирскую церковь». Фрагменты этой цитадели сохранялись еще в 1941 г., но впоследствии это интересное сооружение было разобрано.

Фото 1. Участок каменной оборонительной стены с бойницами, юго-восточным бастионом и калиткой на снимке 1910-1911 гг.

Рис. 3. План двора Успенской церкви с крепостной оградой и бастионами (1930-е гг.).

В 1841 г. к югу против храма начал действовать первый торговый ряд и базар, располагавшийся здесь до 1887 г. Рядом с церковью располагался «сборный дом», куда для обсуждения важнейших вопросов внутренней жизни Армавира сходились коренные мужчины-домохозяева. В 1889 г. на краю площади было выстроено здание волостного правления, где заседал армавирский старшина и все чины сельской администрации, тут же во дворе находился арестный дом (ныне угол ул. Кирова, 18 и Осипенко, 132). Возле Успенской церкви открылись и действовали первые в ауле армянские мужское и женское начальные училища. В начале ХХ в. на северной стороне площади работала больница сельского общества.

Фото 2. Армавирское волостное (сельское) правление(угол ул. Кирова, 18 и Осипенко, 132), Снимок 1911 г.

Фото 3. Здание первого в Армавире армянского мужского училища, открытого в 1848 г. (угол ул. Жукова, 120 и Кирова, 5). Ныне начальные классы средней школы № 6.

Фото 4. Основанное в 1869 г. армянское женское училище. Ныне средняя школа № 6 на углу улиц Осипенко, 136 и Кирова, 9 (фото 1910-х гг.).

С севера к площади выходил тянувшийся вдоль уступа над Кубанью большой промышленный район, состоявший из полутора десятка различных предприятий. На территории усадьбы черкесо-гаев Каспаровых на углу улиц Кирова, 2 и Жукова, 169 с 1890 г. действовал мыловаренный завод, к которому в 1916 г. прибавилось предприятие по выработке глицерина. Прямо напротив Успенской церкви по ул. Жукова, 177 в 1916 г. открывается мыловаренный завод А.М. Галоянца. На углу улиц Жукова, 122 и Дзержинского, 29 в те же годы располагался завод лимонада и солодовых напитков В.М. Кочеткова и Г.И. Копина. Неподалеку перед мостом через Кубань дымил целый ряд лепившихся к береговому склону кузнечных мастерских.

Фото 5. Мыловаренный завод братьев Каспаровых (1920-е гг.).

Фото 6. Мыловаренный завод А.М. Галоянца (1920-е гг.). Справа видны купол и колокольня Успенской церкви.

Традиционно рядом с церковью стояли и дома священников. Так, на углу улиц Кирова, 2 и Жукова, 169 и сегодня можно видеть особняк первого священнослужителя из числа самих черкесо-гаев Вартана Каспарова; на противоположной стороне площади, на углу улиц Дзержинского, 39 и Осипенко, 138 сохранился кирпичный дом, принадлежавший Георгию Сеферову, который являлся настоятелем храма в последние предреволюционные десятилетия.

Фото 7. Дом первого священника из черкесо-гаев Вартана Каспарова на углу улиц Кирова, 2 и Жукова, 169, во дворе которого действовал мыловаренный завод (1890 г.).

Фото 8. Дом священника Успенской армянской церкви Георгия Сеферова на углу улиц Дзержинского, 39 и Осипенко, 138 (начало ХХ в.).

Окончив земную жизнь, некоторые из духовных отцов упокоились в церковной ограде. У стен Успенского храма можно увидеть два старинных надгробия. Внутри белого саркофага из ракушечника под мраморной плитой находится прах просветителя черкесо-гаев, первого армавирского священника Карапета Арцивяна. Армянская надпись на мраморной плите гласит: «Монах Арцивян Карапет жил героически/ И теперь его дела живут/ Среди рассеянных черкесских беспаственных армян/ Он нашел истинных героических защитников веры/ Своей пастве жизнь отдал,/ Беззащитным горцам внушил бесстрашие/ Недремлющей, работящей, бессмертной душой своей!/ Возвратил их из чужеземного плена/ Достойную память оставил он/ Из поколения в поколение в Армавире армянском/ Скончался в 102 года 3 октября 1866 г.» .

Фото 9. Саркофаг с прахом священника Карапета Арцивяна.

Рядом, под надгробием из черного гранита, похоронен священник Вардан Гаспарянц. На боковой стороне камня высечены строки на армянском языке: «Первый черкесо-гай священник Вардан, старейший священник Гаспарянц. По воле Господа скончался после сорокалетнего служения церкви. Родился в 1833 году – умер 11 декабря 1899 года».

Фото 10. Надгробие над могилой первого священника черкесо-гая Вартана Каспарова.

Над этими могилами не раз проводили поминальные службы приезжавшие в Армавир армянские епископы и католикосы. В 2007 г. рядом со старинными надгробиями появилась могила священника Тер-Гевонда Агаджаняна, отдавшего службе в Успенской церкви 45 лет своей жизни.
В 1998 г. один из прихожан Геворк Аветисян на свои средства пристроил к западному входу в церковь кирпичное крыльцо, на стене которого появилась мемориальная табличка, в тексте которой сообщается об этом даре. В 2001 г. в юго-западной части церковного двора состоялось открытие хачкара, изготовленного из светло-коричневого туфа армянскими камнерезами . В 2012 г. рядом с ним была установлена стела с портретами армянских национальных героев, борцов с турецким господством Андраника Озаняна, Гарегина Нжде и советских военачальников маршалов Ивана Баграмяна и Амазаспа Бабаджаняна.Ныне на этом месте воздвигнуты новые хачкары, посвященные деятелям национально-освободительного движения и армянам – героям Великой Отечественной войны, без указания конкретных имен.

Фото 11. Хачкар в память о жертвах геноцида 1915 г. (установлен в 2001 г.).

Фото 12. Один из первых кирпичных домов в ауле Мкртыча Аладжева на углу улиц Кирова, 16 и Осипенко, 141 (середина XIX в.).

Фото 13. Характерный образец капитальной дореволюционной застройки села особняк Варвары Каспаровой на углу улиц Дзержинского, 37 и Осипенко, 143 (1900-е гг.).

Рис. 4. Реконструкция общего вида площади армянской Успенской церкви в 1913 г. (художник Рубен Атоян, г. Минск, 2023 г.).

Главным и наиболее ценным памятником ансамбля церковной площади являетсястаринная армянская Успенская церковь(ул. Кирова, 7). Храм представляет собой уникальное наследие духовной культуры самобытной субэтнической группы черкесо-гаев. Здание церкви принято под государственную охрану в качестве памятника архитектуры (региональная категория историко-культурного значения).
Самые ранние схемы участка с постройками и поэтажные планы храма относятся к концу 1930-х гг. По данным технической инвентаризации от 23 октября 1943 г., здание армяно-григорианской Успенской церкви (лит. «А») имело следующие параметры: назначение – церковь; год постройки – 1844 г.; фундамент – каменный на известковом растворе; стены кирпичные на известковом растворе; перекрытия чердака – кирпичные сводчатые; крыша – железная; полы – деревянные; внутренняя отделка – потолки и стены оштукатурены и «разделаны живописью»; наружная отделка – оштукатурено. Объем по наружным очертаниям – 6 374 куб. м. Высота главного зала составляла 11,6 м, а притвора – 12,3 м.
Отопление состояло из 1 голландской печи. В церковь были проведены электричество и водопровод. Степень общего износа церкви определялась в 30%.
Рассматриваемое здание представляет собой редкий для Северного Кавказа образец относительно хорошо сохранившегося памятника армянской культовой архитектуры середины XIX в. Успенскую церковь можно уверенно назвать главной и наиболее ценной в историко-культурном плане градостроительной доминантой первоначального исторического ядра Армавира, играющей важную эстетическую роль в комплексе сохранившейся застройки данного района. Храм с поразительной точностью обозначает место рождения аула черкесо-гаев, являясь фактически (с разницей в несколько лет) ровесником Армавира.
Решение о строительстве в Армавире первой армянской церкви было принято еще до появления самого аула черкесо-гаев на Кубани. Уже 23 февраля 1839 г. командующий Кубанской линией генерал-майор Г.Х.Засс, приказывая главному приставу закубанских народов майору Л.А.Венеровскому переселить черкесских армян на левый берег Кубани, напротив крепости Прочный Окоп, специально распорядился, чтобы на новом месте «не было большого стеснения, наблюдена правильность улиц, и чтобы посредине всего поселения оставлена была площадь, достаточная для построения Церкви». Л.А.Венеровский в точности исполнил поручение командующего, и 21 апреля 1839 г. на показанном Г.Х.Зассом месте был основан объединенный аул черкесо-гаев, который через несколько лет получил название Армавир.
Одной из первостепенных задач обустройства переселенцев на берегах Кубани стало строительство церкви и возрождение в значительной степени забытых за годы проживания в горах христианских традиций и обрядности. По словам одного из военных чиновников К.Дульветова, «несмотря на перерождение в черкесов во всем, армавирцы твердо сохранили убеждение, что они армяне, григорианского исповедания». Весной 1840 г. на центральной площади аула началось строительство первой деревянной армяно-григорианской церкви.Основатель Армавира Г.Х.Засс распорядился, чтобы храм возводился на каменном фундаменте, был покрыт железной крышей и увенчан позолоченным крестом. По ходатайству генерала император Николай I повелел выделить для этих целей из государственной казны 2000 руб. серебром. Появились и частные пожертвования. Так, например, армавирец Вартан Вартанов внес на возведение храма 1414 руб.
Строительные работы шли быстро, и уже в мае 1840 г. Г.Х.Засс сообщал: «В течении лета церковь будет кончена; и снова будет слышаться за Кубанью святая благовесть после тех отдаленных времен, когда Греческая церковь была вытеснена из гор исламизмом». К сожалению, в одну из ночей 1842 г. недостроенный храм полностью сгорел. Местные жители подозревали, что это был поджог, так как в ту ночь из аула внезапно исчезли трое гостивших здесь горцев. Гораздо позднее, уже в начале ХХ в., одна из прилегающих к церковной площади улиц получила наименование Пожарной (ныне ул. Дзержинского), в чем, возможно, отразилась память об этом происшествии.
В условиях отсутствия церкви религиозные обряды совершались во временном молитвенном доме, который упоминается в сведениях об Армавире за сентябрь 1842 г.Богослужения здесь проводил армянский священник, уроженец Нахичевани-на-Дону, Карапет Арцивян.
Уже 15 августа 1842 г. последовало повеление российского императора о постройке в Армянском ауле, вместо сгоревшей, новой каменной церкви и о предоставлении для этого пособия. После составления сметы всех работ 21 января 1846 г. император распорядился выделить на сооружение храма 10 тыс. руб. серебром. Проект новой каменной церкви, составленный архитектором А.Я.Фарафонтьевым, был утвержден Военным министром 16 ноября 1844 г.

Рис. 5. Составленный архитектором Фарафонтьевым первоначальный проект армянской церкви (1844 г.).

В композиции и элементах убранства храма нашли выражение стилистические черты русской культовой архитектуры середины XIX в., что характерно для многих церковных построек, возведенных в армянских кварталах различных городов юга России. Наличники окон даже завершались кокошниками. Над квадратным в плане молитвенным залом располагался барабан, увенчанный куполом-луковкой; колокольня завершалась шатровым верхом с небольшой главкой. Кирпич для строительства доставлялся на подводах из Ставрополя.Новую церковь начали возводить на месте сгоревшей старой.
Из-за ошибок, допущенных в проекте, недостатка средств и трудностей в подвозе стройматериалов сооружение храма затянулось. Судя по чертежу, составленному 20 октября 1855 г., поднятое до карнизов здание стало разрушаться. Часть потолка у проема алтарной апсиды обрушилась, под тяжестью сводов начали расходиться углы храма, в стенах появились трещины. В 1857 г. был утвержден новый проект достройки церкви. В интерьере главного зала появились четыре колонны, воспринимавшие тяжесть барабана и купола, которые, по сравнению с первым проектом, стали более крупными.

Рис. 6. Проект достройки армянской церкви (1857 г.).

25 августа 1861 г. первая в Армавире кирпичная армянская церковь была торжественно освящена Астраханским архиепископом Матевосом, получив название Верапохумн Сурб Аствацацни (Успения Святой Богородицы). В русском варианте этот храм обычно именовался Успенским.

Рис. 7. Успенская церковь на рисунке армянского художника А.А.Фетваджяна (рисунок помещен на обложке книги Ф.А.Щербины, опубликованной в 1916 г.).

В конце 1860-х гг. на собранные среди жителей средства в северной части церковного двора (у современной ул. Жукова) была сооружена небольшая мемориальная часовня. В армавирском краеведческом музее сохранилась металлическая плита, висевшая прежде на ее стене. На ее поверхности можно прочесть следующую надпись: «Часовня сия устроена усердием жителей селения Армавир Урупского округа Кубанской области в память избавления от опасности, грозившей Государю Императору, от злодейского покушения на его жизнь, в городе Париже 25 мая 1867 года. Заложена 6 июня 1868 года в Армавире Его Высокопреосвященством Кеворком Вегапедианцем архиепископом Астраханским и Кавказским». Повод строительства часовни весьма символичен. Отмечая таким образом спасение Александра II от неудачного покушения, коренные армавирцы подчеркивали свою преданность России и ее монарху. Как выглядела эта часовня, неизвестно. Отсутствуют сведения и о ее дальнейшей судьбе.

Фото 14. Плита со стены армянской часовни, воздвигнутой в память о спасении императора Александра II от покушения на него в мае 1867 г.

Через 25 лет после освящения Успенская церковь обветшала, и в 1887 г. был завершен ее капитальный ремонт, на что сельское общество затратило 23 тыс. руб. Возможно, что только после этого церковь приобрела свой нынешний облик, более близкий к армянской культовой архитектуре, нежели тот, который изначально был предусмотрен в проектах ее строительства.
На протяжении всего дореволюционного периода Успенская церковь оставалась главным из 4-х действовавших в Армавире армянских храмов. Неоднократно посещавшие селение католикосы обязательно проводили здесь торжественное богослужение. В 1910-х гг. активно обсуждался вопрос о переносе центра армянской епархии из Астрахани в Армавир, что превратило бы Успенскую церковь в кафедральный собор.

Фото 15. Армянская Успенская церковь и крепостная ограда с западным бастионом под куполом (у левого края снимка). 1907 г.

Фото 16. Церковь на почтовой открытке 1909-1910 гг.

Фото 17. Армянская Успенская церковь и крепостная стена с юго-восточным бастионом (1912-1913 гг.).

После установления в городе советской власти Успенская церковь осталась действующей. На официальном сайте Епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви размещена информация о том, что после октябрьской революции пределы Астраханской епархии сузились до территории Северного Кавказа и Поволжья, и она была переименована в епархию Северного Кавказа и Астрахани с перемещением ее центра в Армавир. К сожалению, никаких подробностей о функционировании кафедры армянского епископа в городе не приводится. Сообщается лишь, что Армавир оставался центром Северо-Кавказской и Астраханской армянской епархии (одной из двух действовавших в советской России) до 1950-х – 1960-х гг. Несомненно, что кафедра упомянутой епархии должна была располагаться в Успенской церкви, так как другие армянские храмы в городе в 1930-х гг. были закрыты и уничтожены. Главной потерей храма в предвоенные десятилетия стала разборка крепостной стены с бастионами.
Определенные изменения в советский период претерпел и облик церковной площади. В 1927-1928 гг. к югу от храма на месте бывшей сельской больницы возвели двухэтажный кирпичный Физиотерапевтический институт (ныне Армавирский онкологический диспансер по ул. Жукова, 179), территория которого была окружена металлическим решетчатым забором на каменном цоколе. Любопытно, что фасад здания, формы его фронтона, лопаток, дверных и оконных переплетов, рисунок ограды решены в стиле «запоздалого» рационального модерна.Так как корпус института выстроен в глубине усадьбы с отступом от красной линии улицы, то его появление не нанесло серьезного ущерба архитектурному ансамблю церковной площади. К началу Великой Отечественной войны была разрушена стоявшая во дворе храма мемориальная часовня.

Фото 18. Армавирский физиотерапевтический институт (1930е гг.).

В соответствии с решением Армавирского горсовета от 28.07.1936 г. армянская Успенская церковь была зачислена в фонд местного совета.

Община верующих продолжала пользоваться муниципализированным зданием на правах арендатора.
После разрушения в 1939 г. в Армавире православной Николаевской церкви русские прихожане стали арендовать для богослужений западную часть армянской Успенской церкви, заняв помещение под колокольней и трапезную. В период Великой Отечественной войны храм поврежден не был. Во время оккупации богослужения здесь не прекращались.

Фото 19. У входа в Николаевскую православную церковь в здании армянского храма (1942 г.).

Фото 20. Православные верующие у входа в «русскую» часть церковного здания (1942 г.).

31 марта 1944 г. между Армавирским городским исполкомом и прихожанами был заключен договор, по которому муниципальные власти передали «Армяно-григорианскому религиозному обществу Успенской церкви в г. Армавире в бессрочное и бесплатное пользование для удовлетворения религиозных потребностей верующих – здание Успенского храма по улице Кирова № 5 со всеми зданиями и культовым имуществом». Церковному совету армянской Успенской церкви также разрешалось «передать для совместного пользования церковному совету Николаевской церкви часть здания – храма по особому договору». При этом оговаривалось, что «расходы, связанные с ремонтом здания храма и уплатой государственных налогов церковный совет Николаевской церкви обязан нести совместно с церковным советом Успенской церкви в долях, которые они должны обусловить договором между собой».
Ввиду совместного использования храма прихожанами русской и армянской общин церковное здание было разделено перегородкой на две половины: большой и малый молельные залы. В помещении под колокольней, находившемся в пользовании общины Николаевкой церкви, был устроен балкон для хора, а в трапезной – иконостас и алтарь.
Таким образом, история храма, в котором одновременно действовали армянская и русская церкви, является наглядным примером межконфессионального сотрудничества и взаимопомощи.
В1960-е гг. начинается новый период гонений на верующих. Решением Совета по делам русской православной церкви при Совете министров СССР от 4 октября 1962 г. Николаевская религиозная община была снята с регистрации и должна была освободить помещение.
К этому времени здание памятника сильно обветшало. Назначенный в 1962 г. настоятелем Успенского храма Тер-Гевонд Агаджанян вспоминал: «Церковь предстала перед моими глазами в ужасном состоянии. С первого же взгляда на это чудесное по своей архитектуре и истории здание, глаза мои наполнились слезами. Девяносто процентов церковных окон были разбиты, крыша церкви, покрытая простой жестью, со временем абсолютно сгнила. Снег и дожди зимой и летом заливали внутренность церкви. Птицы и насекомые безраздельно хозяйничали в церкви, свивая здесь гнезда и уничтожая старинную роспись стен. Было ясно, что многие годы здание не ремонтировалось. Температура воздуха в церкви равнялась уличной. В северном приделе храма жил я со своей семьей. Зимой по утрам вода замерзала, превращаясь в лед, ибо никакого отопления в церкви не было. Во время литургии приходилось по несколько раз менять под ногами нагретые на огне кирпичи, чтобы продолжить службу».
После упразднения Николаевской православной общины, занимаемые ею помещения Успенской церкви, в соответствии с решением Армавирского исполкома от 28 ноября 1963 г., были переданы в аренду Горпищеторгу под продуктовый склад. Располагавшийся под главным куполом большой молитвенный зал по-прежнему оставался в пользовании армянской общины. Тер-Гевонд Агаджанян вспоминал, что западную часть храма власти превратили в склад сахара, где его содержалось до 500 тонн. По словам священника, «груз давил на полы этой чудесной части церкви, разрушив их до основания. Проводя электропроводку, рабочие забивали гвозди в глаза святых, изображенных на стенах. Через пару месяцев проводка была похищена и настала очередь других картин…, я был вынужден пригласить комиссию горисполкома во главе с председателем общества по охране памятников архитектуры Фушановым для составления акта по охране картин и религиозных ценностей из-за невозможности их реставрации».
В это же время территория бывшего церковного двора загромождается частными гаражами, буквально под стенами храма появляется стоянка автобусов и небольшой рынок. В 1970-е гг. на восточной стороне площади был возведен многоквартирный пятиэтажный дом (ул. Дзержинского, 35). Несмотря на расположение с отступом от красной линии улицы, его объем серьезно нарушил вид на Успенскую церковь.

Фото 21. Успенская армянская церковь в 1980-е гг.

3 мая 1978 г. Армавирский городской исполком принял решение передать «памятник культуры Армяно-Григорианский храм, состоящий под государственной охраной» на баланс управления культуры Крайисполкома.Освободившиеся после вывода из церкви продуктового склада площади было решено предоставить армавирскому краеведческому музею под выставочный зал. Со своей стороны, священник Тер-Гевонд и активисты из прихожан стали добиваться возвращения этих помещений армянской религиозной общине. Ходатайство верующих поддержали высшие церковные власти Эчмиадзина и народный художник СССР Мартирос Сарьян. В результате в 1981 г. Армавирский горсовет удовлетворил просьбы прихожан, приняв решение о возвращении общине армянской Успенской церкви западной половины храма. После этого начинается процесс восстановления памятника, а также очистка и благоустройство церковной территории, которая была освобождена от автобусной стоянки и рынка и ограждена решетчатым железным забором. К 1990-м гг. ремонтные работы в храме были завершены.

Фото 22. Успенская армянская церковь на открытке 1990 г.

Недавно в здании армянской Успенской церкви завершился капитальный ремонт. В результате многочисленных переделок и нецелевого использования помещений памятника изначальные интерьеры армянского храма, включая фресковую живопись, не сохранились. Еще в советское время была полностью утрачена наружная декоративная штукатурка. Были демонтированы старинные колокола на колокольне и разобрана крепостная ограда с бойницами и бастионами. Вместе с тем, первоначальные объемы здания, его основные конструктивные элементы и внутренняя планировка дошли до наших дней без серьезных изменений.